Минэкономики планирует реформу земельного законодательства

21.11.2018
Минэкономики планирует реформу земельного законодательства

Министерство экономики разработало ряд поправок, целью которых является изменение существующего на данный момент подхода к определению правового статуса земельных участков. По планам чиновников проект поправок должен вступить в законную силу с 2025 года. Согласно положениям этих поправок число категорий земли увеличится с существующих на данный момент семи до 18 территориальных зон. При этом, для каждой из зон будут установлены свои виды использования.

Специалисты, а также представители природоохранных организаций, прогнозируют существенные риски для экологии. Они опасаются того, что часть лесов может быть переквалифицирована в качестве земель под застройку, а также снизится площадь земель, которые подпадают под действие природоохранных законов.

Проект поправок

Земельное законодательство может претерпеть существенные изменения. Этому способствует Министерство экономики, чиновники которого разработали комплекс поправок. Главной целью при этом является переход от категорирования земель на 7 видов к принципу территориального зонирования. В настоящее время проект поправок к Земельному кодексу проходит стадию публичных обсуждений.

По существующему законодательству с учетом целевого назначения все земли подразделяются на категории:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенные пункты;
  • промышленные, энергетики и транспорта;
  • особо охраняемые территории;
  • лесной и водный фонды;
  • земли запаса.

Существующая классификация земель на категории через 7 лет может претерпеть существенные изменения. Так, спланировано введение в обиход 18 территориальных зон. При этом допускается нахождение земли сразу в нескольких территориальных зонах. Кроме того, устанавливаются виды использования земельных участков. К примеру, территориальная зона земли рекреационного назначения согласно проекту поправок может использоваться для размещения отелей, мотелей, а также объектов системы образования. Ниже приведены некоторые варианты территориальных зон:

  • жилые;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • сельскохозяйственного назначения для потребностей граждан;
  • общественно-деловые;
  • лесной фонд;
  • транспорта;
  • энергетики;
  • природоохранные и так далее.


Основные цели и задачи поправок

Отказ от категоризации земли по существующему принципу призван, по мнению разработчиков поправок, снизить расходы и ускорить процесс освоения. При этом основную выгоду от принятия поправок получают обладатели прав на землю, к которым относятся застройщики, промышленные предприятия и предприятия по разработке недр. Такое мнение высказал Андрей Еремин, юрист «Амулекс».

С другой стороны, по словам Максима Левищева , представителя «Гео Девеломпент», столичные застройщики уже полтора года не принимают во внимание категории земли по существующему варианту Земельного кодекса и виды их разрешенного использования. Мэрия Москвы определила новые правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Они регламентируют практически все нюансы строительства, начиная от плотности и высотности сооружений и заканчивая возможностями по использованию земельных участков. Таким образом, по мнению Максима Левищева , проект поправок по сути закрепляет на законодательном уровне используемый порядок согласно ПЗЗ. На данный момент не определен механизм изменения зоны использования. То есть, в жилой зоне невозможно открыть фабрику или даже пекарню, и наоборот, в зоне промышленности нельзя построить общежитие для работников производства.

Возможные злоупотребления

Если указанные выше поправки будут приняты, то возможны большие злоупотребления. Алексей Ярошенко, глава лесного отдела общественной организации «Гринпис России», считает, что могут появиться различные вариации злоупотреблений на почве использования лесных земель, в частности, произойдет утечка государственной лесной собственности.

«В настоящее время значительная часть лесного фонда не учтена в соответствии с существующим законодательством в этой сфере, на кадастровый учет поставлено только четверть от всей площади. При переходе на территориальные зоны по проекту поправок вполне возможны злоупотребления, связанные с незаконным отнесением земель лесного фонда к зонам для застройки», — переживает Алексей Ярошенко. Также «гринписовец» отмечает, что планируется при зонировании лесного фонда по новому законодательству исключать те территории, которые не имеют лесохозяйственного назначения. А при фрагментации леса происходит его быстрое разрушение и теряется биологическая устойчивость.

Аналогичным образом обстоят дела с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). Планируется исключать при зонировании территории, которые не имеют природоохранного значения. Примером сказанного могут быть земли, на которых находятся населенные пункты или объекты недропользования. Михаил Крейндлин, специалист организации «Гринпис России» по вопросам ООПТ, заявляет, что такой подход к зонированию земель может привести к разрушению уникальной системы ООПТ России. Изъятие из фонда земель, которые подлежат особой охране, приведет к негативным и неконтролируемым последствиям для окружающей среды. Территория ООПТ существенно уменьшится и потеряет свои функции. Также эксперт заявляет, что отсутствует механизм и критерии определения природоохранного значения объектов в границах ООПТ. В настоящее время все земли, которые входят в состав ООПТ, имеют статус особо охраняемых, независимо от категорий. Но, если проект поправок будет принят, то такие участки могут быть переведены в другие зоны (населенных пунктов или промышленности), что подразумевает ведение на них строительства и утери всех функций ООПТ.